Блог невидимки (didakt) wrote,
Блог невидимки
didakt

Category:

Виталий Борисов: "Театр — это не только сцена, это ещё и команда"

В 2012 году актёрами Краснодарского театра драмы Виталием Борисовым, Алексеем Мосоловым и Арсением Фогелевым был создан "Один театр". Сегодня в репертуаре театра 12 спектаклей, его любят зрители и высоко оценивают критики. А началось всё с комедии в замкнутом пространстве "Невеста", пьесу к которой написал (или как он сам говорит: "отвечал за литературное изложение идей") Виталий Борисов.




— Виталий, как родился замысел "Невесты"?

— Это было совместное творчество. Исходили из того, что есть мы — трое актёров. Сначала придумали саму историю: три человека заперты в одной квартире. Потом думали, как они там оказались и что делают.

— Сейчас занимаетесь драматургией, можно ли ожидать появления на сцене "Одного театра" спектакля по вашей пьесе?

— Нельзя сказать, что я серьёзно занимаюсь драматургией. К сожалению, на это не хватает времени. Поэтому пока спектакль по моей пьесе мы ставить не собираемся.

— Мне известно, что вы готовите постановку по сборнику рассказов Захара Прилепина "Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы". Чем привлёк этот материал?

— С моей точки зрения, Захар Прилепин — один из ярких современных писателей. Его герои интересны и мне, и труппе. Когда у меня впервые родилась идея спектакля по книге Прилепина, я предложил этот материал студентам — будущим актёрам, они заинтересовались, но мы технически не успели за него взяться, так как ребята уже репетировали "Сиротливый запад" МакДонаха. А теперь время пришло. Надеюсь, что в этом сезоне, весной, состоится премьера.

— Намерены включить в спектакль все рассказы сборника?

— На данный момент — да. Не знаю, что останется в результате от всего объёма, его сложно уместить в двухчасовой спектакль, но пока ничего не выкидываем. Сейчас мы погружены в материал: про что написаны рассказы, зачем.

— По образованию вы актёр, но и пьесу написали, и режиссёрской работой занимаетесь, что для вас интереснее?

— Всё интересно. Просто есть какие-то вещи, которые делать привычнее, что ли. Писать, допустим, мне сложно (смеётся). Это всегда было проблемой — сесть и начать писать. Когда работаешь над спектаклем, процесс не заканчивается. То, что выпущена премьера, не значит, что спектакль уже нельзя поменять. И роль развивается, и спектакль растёт, если он хорошо сделан. А текст надо в определённый момент закончить и всё.
Трудно сравнивать что интереснее: играть или ставить спектакль. Постановка по Прилепину — первая серьёзная попытка режиссёрской работы, это только начало.

— Нет желания получить режиссёрское образование?

— Вот прямо сейчас у меня нет такого желания. Нет смысла получать режиссёрское образование ради галочки. Надо понять, у кого ты хочешь учиться, должно быть желание взять что-то у конкретного педагога.

— Вы один из основателей "Одного театра". В одном интервью вы сказали: "нам хотелось создать площадку, где бы мы могли воплощать в жизнь свои идеи". Достигнуты ли эти цели хотя бы отчасти?

— Ну, площадка у нас есть (улыбается). А для того, чтобы воплощать идеи, нужен театр. Театр — это не только сцена, это ещё и команда. Сейчас мы создаём команду. У нас появляются новые актёры, ребята, которые только окончили институт. Начинает формироваться своя труппа из людей, не зависящих от других театров, которые могут целиком и полностью работать здесь. Это важно. В том числе и для дальнейшего воплощения идей. Но, конечно, всегда остаёшься чем-то недоволен. Кажется, точнее уверен, что надо делать лучше и больше. Но перспективы радуют.


Сцена из спектакля "Невеста"


— Работу "Одного театра" высоко оценили критики в рамках пятнадцатого краевого фестиваля "Кубань театральная". Однако театр не выживет без зрителя. Что для вас важнее — наполняемость зала или критическая оценка?

— Сложно сказать... Профессиональная оценка наших коллег, режиссёров и актёров, — это одно, оценка зрителя — другое, оценка критиков — это вообще нечто третье, потому что они уже и не просто зрители, но, зачастую, и не профессионалы, которые анализируют спектакль и думают "как бы я это сделал". Важно мнение и коллег, и зрителей, и критиков. Но в первую очередь спектакли делаются для зрителей. А мнение критиков лишний раз убеждает в правильности выбранного направления.
Взгляд на наше творчество приезжих критиков интересен тем, что у них нет предубеждений. Они впервые видят наш театр и спектакли, в отличие от коллег и зрителей, у которых сложился определённый стереотип об "Одном театре".

— "Один театр" стал участником Форума независимых театров в Москве. Что важного и интересного вы услышали на форуме?

— На Форуме мы узнали, сколько в России независимых театров. Их очень много. Некоторые организованы буквально год-два назад. Сейчас на фоне общего интереса к театру пошла волна появления частных театров, занимающихся современной драматургией и авторскими проектами в противовес государственным академическим театрам. Форум был посвящён не столько искусству и творчеству, сколько менеджменту и опыту выживания театров. Было представлено четыре спектакля, один из которых наш — "Параллели", но возможности их обсудить у участников не было.
Было интересно подметить, что у "Одного театра" свой путь: в отличие от многих театров, прежде всего опирающихся на драматургию и текст, для нас важнее действие.
На фоне других театров мы выглядим хорошо: есть помещение, зрители, положительное отношение со стороны власти и журналистов. В этом году мы приняли участие в краевом фестивале "Кубань театральная" наравне с остальными театрами, в некоторых регионах независимые театры не допускают к подобным конкурсам.

— Если говорить о театре в целом, то современный, особенно европейский, театр имеет тенденцию к перфомансу, уходу от слова и сюжета. Насколько вам это интересно?

— Наш театр актёрский. Если мы говорим, например, о Ромео Кастеллуччи, то он — художник, для него театр необязательно связан с актёром, актёр — такой же элемент, как и всё остальное, а для нас актёр первичен, так как мы и сами актёры. Для нас главное — взаимоотношение людей. Ставим мы спектакль с текстом или без, в его основе будут люди, всё остальное — оформление их отношений. Для меня история — это история каких-то людей, между которым что-то происходит. Может быть когда-нибудь, в будущем, мы сделаем бессобытийный и бессюжетный спектакль, но не сейчас.

— Заканчивается 2016-й год. Каким он был для вас и что бы вы хотели пожелать себе и "Одному театру" в наступающем году?

— Год был довольно-таки насыщенным: три премьеры, участие в театральном фестивале и Форуме. Можно, конечно, думать, что что-то надо было сделать по-другому, но зачем переживать, надо либо доделывать то, что не получилось, либо переделывать, либо создавать новое. Театр развивается. Возможно, не так активно, как нам хотелось бы, но есть так, как есть. Пусть и дальше не происходит ничего плохого. А то, что можно сделать своими руками, мы сделаем.
Tags: интервью, театр, фестивальтеатральнойфотографии
Subscribe

  • Время как будто остановилось

    18 мая в Краснодарском академическом театре драмы им. Горького состоялась премьера "Трёх сестёр" по пьесе А. П. Чехова. Путь спектакля к зрителю был…

  • Набросок жизни

    26 марта 2021 года в "Одном театре" состоялась премьера. Разговорную пьесу Алексея Забегина и Владимира Антипова про двух питерских бездельников "Мне…

  • Серому миру – серая радуга

    Американский Институт цвета Pantone назвал главным цветом 2021-го глубокий серый. "Один театр" предугадал тренд и подготовил премьеру в тон…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments